ЗАДАЙТЕ СВОЙ ВОПРОС
Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта и предоставить вам больше возможностей для обучения. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookie.
Хорошо

Топ типичных ошибок начинающего
фитнес-тренера

17.03.2022
Начинающий фитнес-тренер, как и специалист любой другой отрасли, в первый год работы может ощущать страх, волнение, допускать ошибки. Мастер-тренер тренажёрного зала и групповых программ World Class Ярослав Волошков успокаивает: каждый когда-то был новичком. Набирайтесь опыта и минимизируйте ошибки. Какие? Наш эксперт делится в статье. 
Содержание

Делать из клиента спортсмена

В профессию фитнес-тренера приходят две категории людей:

  1. Бывшие спортсмены — выходцы из среды профессионального спорта.
  2. Те, кто не имеет спортивного прошлого, но серьезно увлекся фитнесом.
Первая категория тренеров часто свой профессиональный опыт проецирует на подопечных. Но большинство клиентов фитнес-клуба не готовятся к соревнованиям, им не нужны спортивные рекорды.
«На самом деле всего небольшая часть клиентов тренируются для участия в каких-либо соревнованиях, марафонах. Это их цель, а значит и тренировки ориентированы на ее достижение. Для большинства же клиентов фитнес — хобби и способ поддержать хорошую физическую форму. В их жизни на первом месте семья, работа, бизнес, а на спорт они не готовы тратить всю свою энергию. Поэтому ребятам-выходцам из профессионального спорта необходимо избавляться от своей «спортивной» парадигмы тренировочного процесса».

Ярослав Волошков
персональный тренер тренажерного зала World Class Митино
Что делать? В первую очередь — узнать цели клиента. Если его цель — здоровье и физическая активность, составляйте тренировочный процесс для достижения именно этой цели.

Навязывать свои взгляды

Клиенту не стоит навязывать не только свои спортивные амбиции, но и взгляды на цели в фитнесе. У вас свое видение и свои потребности, а клиента — свои. И важно их уважать.
«Самый главный совет, который я даю новичкам в фитнесе, это избавится от навязывания своих целей вашему клиенту. Как говорится: «не нужно причинять добро». Бывает так, что ваше видение потребностей клиента отличается от его желаний. То есть он хочет от тренировок не того, чего хотите вы. Наша задача как фитнес тренеров, давать человеку то, за чем он приходит. Таким образом вы сможете охватить гораздо большую часть клиентов и повысить свою посещаемость. В дальнейшем, когда сформируются доверительные отношения, вы сможете постепенно убедить его в том, что есть и другие аспекты, на которые стоит обратить внимание. Но это точно не стоит делать на первых встречах».

Ярослав Волошков
персональный тренер тренажерного зала World Class Митино

Нарушать последовательность тренировочного процесса

Начинающие тренеры иногда забывают о важности понимания последовательности тренировочного процесса и в силу неопытности нарушают принцип «от простого к сложному».
«Люди, которые проходят путь спорта, начинают его в очень раннем возрасте, 5-10 лет. И в начале доля спортивной специализации — это лишь малая часть, не более 20% от всего процесса. Остальная часть — это общая физическая подготовка, которая закладывает двигательную базу, развивает координацию и так далее. Большинство клиентов фитнес клуба или не имеют этого фундамента в принципе, или имеют, но есть большой перерыв, который не позволяет сразу приступать к высоким тренировочным нагрузкам. И основная ошибка начинающих тренеров — это пренебрежение этим самым принципом».

Ярослав Волошков
персональный тренер тренажерного зала World Class Митино
Что делать? Представьте, что вы пришли в новую для вас сферу, например, инженерную. Даже самые простые чертежи и планы будут для вас сложной задачей. То, что кажется вам элементарным и очевидным, не является таким для ваших клиентов. Не ленитесь объяснять базовые принципы тренировочного процесса, начинайте с простых и адекватных нагрузок. Увеличивайте нагрузки в зависимости от индивидуального процесса адаптации клиента.
«Поскольку я отношусь к первой категории тренеров и имею за плечами опыт профессионального спорта, то я совершал ошибку, описанную выше. Я проецировал на клиентов видение своей картины мира и тренировочного процесса. Так же какое-то время совершал и вторую ошибку. Мне казалось, что все по умолчанию должны иметь такой же двигательный опыт, как и я. И меня удивляло, что некоторые люди не могут сделать то, что мне кажется элементарным. С опытом подход изменился».

Ярослав Волошков
персональный тренер тренажерного зала World Class Митино

Не проявлять гибкость в общении

Фитнес-тренер — многозадачная профессия. Помимо наставнических функций, важно обладать навыками менеджера по продажам и психолога. Без грамотно выстроенной коммуникации не получится продать свои услуги. Если клиенту с вами некомфортно, общение не складывается, ощущается напряженность, холодность, раздражение — он может уйти, даже если тренировки приносят хороший результат. 

Старайтесь выстраивать коммуникацию индивидуально с каждым клиентом: 

  • Общайтесь с общительными, не навязывайтесь чрезмерно к замкнутым. Людям с разным типом характера должно быть с вами комфортно.  
  • Задавайте вопросы общего характера: о питании, образе жизни, повседневной активности. Подсказывайте, что можно скорректировать, давайте полезные советы, проявляйте искренний интерес и желание помочь. 
  • Ошибки клиента исправляйте не с позиции осуждения, а с позиции поощрения. «Вы здорово стараетесь! Вот это упражнение принесет еще больше пользы, если поработать над техникой» вместо «Вы все делаете неправильно».
  • Разногласия и конфликты старайтесь гасить тет-а-тет. Пригласите клиента в отдельную комнату, чтобы спокойно поговорить и решить проблему без скандала.

Бояться проявлять себя

Начинающие тренеры иногда боятся привлекать к себе внимание. Они выполняют минимальный набор должностных обязанностей: дают упражнения, следят за выполнением программы. Лишнего на себя не берут. А зря. 

Клиенту важно видеть, что он платит профессионалу. Не ленитесь делиться с клиентами знаниями, обучать его. Не бойтесь задержаться на 5 минут после тренировки, чтобы объяснить клиенту азы правильного питания, важность контроля потребленных калорий

Участвуйте в клубных мероприятиях, работайте на узнаваемость и репутацию высококлассного тренера. Ведите свой блог, чтобы привлекать больше клиентов и расширять аудиторию. 

Выводы

Каждый профессионал однажды был новичком. Прежде чем набраться опыта, начинающий тренер проходит свой путь. И ошибки — часть этого пути. Лучшее, что можно сделать, допустив их, — проанализировать и использовать выводы в дальнейшей работе.

Типичные ошибки начинающего тренера:

  1. Навязывают клиенту свои цели и взгляды. Не для каждого фитнес — значимая часть жизни. И это нормально.
  2. Думают, что все знают азы в фитнесе и питании. Большинству клиентов потребуется терпеливо объяснять базовые принципы тренировок, например, почему не существует тренировок только на талию, а тело важно развивать всесторонне.
  3. Не развивают коммуникативные навыки. Профессиональных знаний недостаточно для наращивания клиентской базы. Чтобы клиенты оставались с вами, им должно быть комфортно и легко. Задача тренера — уметь находить общий язык.
  4. Боятся проявлять себя. То, что вы только начинаете свой путь в профессии, не причина быть в тени. Наоборот — ваша задача скорее заработать хорошую репутацию и узнаваемость. А для этого надо демонстрировать свой профессионализм и с клиентами, и на внутриклубных мероприятиях и на внешних площадках.
И последний совет: записывайте! Начинающему тренеру важно фиксировать все этапы работы с клиентом. Так, вы точно не забудете важные детали, особенности здоровья, динамику прогресса каждого. Не надейтесь на память. Такие записи станут не только основой для грамотной коррекции тренировочного процесса, но и кладезем вашего тренерского опыта.
Будь в курсе!
Не пропусти свежие статьи о фитнесе
Еще интересные статьи