Хорошо

Ожирение и худоба — играет ли наследственность роль?

07.12.2023
Тяжелое ожирение и стабильная худоба — влияет ли генетика на вес? Этот вопрос вызвал интерес исследователей. К каким результатам они пришли? Выясняем.
В исследовании Кембриджского университета, опубликованном в журнале PLOS Genetics, ученые сравнили ДНК 1622 худых добровольцев, 1985 людей с тяжелым ожирением и контрольной группы с нормальным весом, состоящей из 10433 человек.

Проанализировав данные генотипа по всему геному, они выяснили, что устойчивая здоровая худоба, как и тяжелое ожирение, являются наследственной чертой.

Это исследование является одним из крупнейших исследований, в котором сравнивалась генетика худых людей с контрольной группой пациентов с нормальным весом и тяжелым ожирением. Данные легли в основу генетической оценки риска развития ожирения в позднем возрасте.

Как проходило исследование?

Для исследования отбирали худых участников с индексом массы тела менее 18, с хорошими показателями здоровья, без хронических заболеваний и расстройств пищевого поведения. Исследователи собрали образцы слюны для анализа ДНК. Участникам задавали вопросы об общем состоянии здоровья и образе жизни.

Их хотя роль генетики в ожирении и стройности была подтверждена, ученые подчеркивают, что в итоге на вес человека влияет совокупность разных факторов. И наследственность далеко не решающий. Человек с любым типом предрасположенности может влияет на свое здоровье, выбирая определенный образ жизни. Большинство факторов, от которых зависит вес, можно контролировать.

Как контролировать вес, имея наследственную предрасположенность

На сегодняшний день нет более эффективного метода удерживать здоровый вес, чем регулярные фитнес-упражнения в сочетании с правильным питанием. Малоподвижный образ жизни — бич современного общества и офисной работы.

Физическая активность должна быть последовательной, регулярной, соответствующей текущим задачам. Продолжительность не менее 30 минут 5 дней в неделю или часовые тренировки 3 раза в неделю.

Важна любая активность: прогулки, подъемы по лестнице, силовые упражнения, плавание, аэробика и т.д. В одном исследовании ученые пришли к результатам, что даже работа по дому и саду в течение 30 минут в день может улучшить здоровье.

Второй важнейший фактор здорового веса — питание. Оно должно соответствовать индивидуальной норме калорий каждого человека, включать в себя здоровые цельные продукты: овощи, мясо, рыбу, бобовые, необработанные крупы, фрукты. Важно избегать рафинированных углеводов (сахар, фастфуд, колбасы, снеки) и употреблять достаточно клетчатки, чтобы чувствовать себя сытым весь день и не переедать.

Добавьте к этим привычкам достаточное потребление простой воды (около 3 литров для мужчин и 2 литров для женщин). Такой комплексный подход позволит держать вес под контролем без стресса и жестких ограничений.

Устойчивое снижение веса — это марафон, а не спринт. Быстрые результаты после жестких диет тяжело удержать в долгосрочной перспективе, поэтому эффективнее постепенно менять пищевые привычки и образ жизни.

Людям с диагнозом «ожирение» сложнее самостоятельно бороться с лишним весом. В таких случаях эффективнее работать со специалистом по лечению ожирения. Часто ожирение требует не только изменения образа жизни, но и лечения сопутствующих болезней, в частности, гормональных.

Выводы

Наследственность действительно играет определенную роль при ожирении и худобе. Сказываются также пищевые привычки, заложенные с детства в семье.

Тем не менее на вес оказывают влияние и много других факторов, которые вполне поддаются контролю. В первую очередь это питание и физическая активность.

Людям с диагнозом «ожирение» может быть сложно снизить чрезмерный вес из-за сопутствующих хронических болезней и психологических факторов. В таких случаях одной мотивации и желания может быть недостаточно. Специалист поможет выстроить индивидуальный план по снижению веса, который даст эффективные результаты в долгосрочной перспективе.
Еще интересные статьи